MENU
Главная » 2016 » Август » 8 » ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ: "Вода с потолка - к суду" (народная примета)
15:17
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ: "Вода с потолка - к суду" (народная примета)

Теплый дождь любят многие, но не в собственной квартире! Хорошо, если квартира застрахо­вана — в таком случае достаточно просто позвонить в свою страховую компанию, сообщить о случившемся и ждать обследования. Далее страховая компания в относительно сжатые сроки перечисляет сумму воз­мещения на ваш счет и уже потом решает с виновником свои мате­риальные вопросы. А вот если страховки нет, то алгоритм действий будет куда сложнее.

Конечно,  в первую очередь необходимо уведомить соседей о «потопе». Если их нет, то следует незамедлительно связаться с лицом, ответственным за предоставление коммунальных услуг и за обслу­живание внутридомовых инженерных систем:

  • управляющей организацией;
  • товариществом собственников жилья;
  • жилищно-строительным, жилищным или иным специализи­рованным потребительским кооперативом;
  • иной организацией, производящей или приобретающей ком­мунальные ресурсы.

На управляющую компанию возложены следующие функции:

  • устранение аварий;
  • учет претензий потребителей на режим и качество предостав­ления коммунальных услуг;
  • составление по требованию жильцов акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потреби­теля в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.

В случае если потоп произошел во внеурочное время, необходимо обратиться в ава­рийную диспетчерскую службу, которая должна работать в каждом населенном пункте круглосуточно. Именно такие службы контроли­руют работу тепловых пунктов, бойлерных, котельных, элеваторных узлов, а также насосных установок и канализации. Если соседей нет дома, то бу­дет перекрыто водоснабжение по всему стояку, и воды лишатся сразу несколько квартир. Более того, если соседи не появляются в кварти­ре в течение длительного времени, то квартира может быть вскрыта в присутствии свидетелей, полиции и управляющей компании, пред­ставители которой должны устранить причины локального «потопа».

Хотя целесообразнее звонить сразу в Объединенную диспетчерскую службу (ОДС), тем более что одной из ее основных функций является имен­но прием и выполнение работ по заявкам населения. Звонок, посту­пивший в объединенную диспетчерскую службу, ре­гистрируется в журнале заявок населения или путем автоматизиро­ванной системы учета. После получения заявки диспетчер сообщает в аварийно-ремонтные службы о случившейся поломке. Аварийно-ремонтные службы действуют на основании постановления Госстроя России от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической экс­плуатации жилищного фонда».

ОДС контролирует работу следующего инженерного оборудования:

  • лифтов;
  • систем отопления и горячего водоснабжения (тепловых пунк­тов, бойлерных, котельных, элеваторных узлов);
  • систем холодного водоснабжения (насосных установок, водо-подкачек), канализации;
  • систем газоснабжения;
  • электрощитовых жилых домов, дежурного освещения лест­ничных клеток, подъездов и дворовых территорий;
  • кодовых запирающих устройств в жилых домах.

              Кроме этого, система диспетчеризации обеспечивает:

  • контроль загазованности технических подполий и коллекторов;
  • громкоговорящую связь с абонентами (пас­сажирами лифтов; жильцами, дворниками), служебными по­мещениями, организациями по обслуживанию жилищного фонда, объектами другого инженерного оборудования (проти­вопожарный водопровод, противодымная защита, пожарная сигнализация и т.д.);
  • установку и средства автоматизированной противопожарной защиты зданий повышенной этажности;
  • сигнализацию при открывании дверей подвалов, чердаков, машинных помещений лифтов, щитовых.

При поступлении сигналов об аварии или повреждении магистралей водопровода аварийная служба обязана сообщить об этом в соответствующие спе­циализированные коммунальные предприятия, их аварийные служ­бы и проследить за выполнением необходимых работ указанными службами до полной ликвидации аварий.

Чем может помочь управляющая компания?

Ну, прежде всего, именно она обязана поддерживать коммуникации в порядке и свое­временно проводить ремонт, проверку и техническое обслуживание инженерных сооружений.Важно: если ремонт давно не производился, то с напоминанием о необходимости своевременного ремонта надо обращаться (в письменном виде, в двух экземплярах) сначала в управляющую компанию, потом, если никакой реакции не последовало, — в органы жилищной инспекции и т.д.

В управляющую компанию следует обращаться в случае затоп­ления, оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества и прочих непорядках. Представители управляющей компании могут устранить поломку, составить акт обследования жилого помещения. В случае если залив произошел по вине управляющей компании, то собственникам пострадавшего жилого помещения должны будут возместить причиненный ущерб.

Для того чтобы ставить вопрос о праве на возмещение ущерба, причиненного в результате залива квар­тиры, истец обязан доказать следующие обстоятельства:

  • наступление вреда;
  • размер вреда;
  • противоправность поведения причинителя вреда;
  • наличие причинно-следственной связи между наступле­нием вреда и противоправным поведением причинителя вреда (ст. 1064 ГК РФ).

Чаще всего ответственность несут собственники квартиры, виновные в затоплении квартиры снизу, потому как они обязаны были обеспечить такие условия пользова­ния данным жилым помещением, при которых исключалось бы при­чинение вреда другим лицам. Собственник не несет ответственность за причинение ущерба, если докажет, что его вина в этом отсутствует.

Вот несколько соображений о комиссионном обследовании квар­тиры и составлении соответствующего акта. Комиссионное обследо­вание, как правило, назначается либо в тот же день, либо в течение одного-двух дней после затопления.

(!) Совет практического характера: всегда записывайте фа­милию диспетчера, принявшего заявку, номер заявки и вре­мя — это на тот случай, если в течение трех дней никто не придет для составления акта обследования. Имеет смысл также зафиксировать причиненные повреждения на фото- и видеозаписи.

Оптимальным составом комиссии будет:

  • собственник поврежденной квартиры;
  • представители управляющей компании;
  • предполагаемый виновник потопа.

Насчет последнего надо отметить, что предполагаемый виновник должен быть уведомлен о предполагаемом проведении обследования квартиры. Это будет весьма нелишним — как минимум, для того, чтобы в суде ответчик не ссылался на то, что акт обследования был составлен в его отсутствие.

По результатам обследования составляется акт обследования жи­лого помещения, в котором должны быть указаны:

  • дата составления;
  • адрес обследуемого жилого помещения;
  • факт затопления, конкретное место затопления, размеры по­вреждений пола, потолка, стен в квадратных метрах;
  • причины и характер нанесенных повреждений;
  • опись вещей, пострадавших в результате затопления, степень повреждения данного имущества;
  • полное имя и должности лиц, составляющих акт;
  • полное имя собственника потерпевшей стороны (собственни­ка) и потенциального виновника затопления (собственника), при необходимости — полное имя других лиц, присутствую­щих при составлении акта.

Было бы неплохо, чтобы в акте были отражены вероятность на­личия скрытых повреждений, а также возможность того, что по­следствия воздействия воды, просочившейся внутри перекрытий, проявятся в будущем.

(!) Проследите, чтобы акт обследования должен быть подписан всеми лицами, присутствующими при осмотре (если одна из сторон отказывается от подписания акта, должна быть сделана соот­ветствующая запись).

Акт составляется в трех экземплярах — для предполагаемого ви­новника затопления, для пострадавшей стороны и для управляющей компании. Если представитель управляющей компании отказывает­ся от составления подобного акта, в данную организацию необходи­мо направить письменное заявление о проведении комиссии по об­следованию квартиры на предмет составления акта в связи с затопле­нием в двух экземплярах (на одном экземпляре, который остается у вас, сотрудники управляющей компании должны сделать отметку о принятии заявления, с указанием лица, принявшего заявление, а также даты принятия).

Если вам отказали в принятии заявления, то направляйте его за­казным письмом с уведомлением. Кроме этого, можно самостоя­тельно составить акт обследования квартиры, пригласив в качестве свидетелей не менее двух людей, лучше соседей, согласных проста­вить свои подписи на акте (и впоследствии подтвердить написанное, в том числе в суде).

Составляя акт самостоятельно, как можно подробнее описывайте все повреждения. Чем подробнее будет акт, тем больше шансы на по­лучение возмещения в полном объеме, ведь именно акт — основной документ, обосновывающий ваши требования, в том числе в судеб­ном порядке.

После составления акта приходит время для калькуляции. Бу­дет лучше, если ее проведет и оформит специалист — независимый оценщик или специалист управляющей компании. Однако и вам не следует держаться в стороне: мягко, но настойчиво обращайте вни­мание эксперта на все видимые и невидимые, но возможные повреж­дения, представляйте чеки, квитанции, договоры с ремонтниками, подрядчиками, договоры поставки, которые могут обосновать раз­мер ущерба. В любом случае проследите, чтобы в общую стоимость ремонта входила стоимость строительных материалов и стоимость самих работ. Хороший акт может выглядеть, например, так.

Отчет оценщика и акт о затоплении лягут в основу иска о взы­скании ущерба, причиненного заливом квартиры. Чаще всего ответ­чик не признает свою вину в потопе, ссылаясь на то, что причина указана неверно. Он и не обязан это признавать, поскольку закон позволяет защищаться любыми законными методами. Последним доводом может стать заключение эксперта относительно причины протечки, составленное по итогам судебной экспертизы, — скорее всего, оплатить ее придется истцу, потому что истцы, как правило, требуют ее проведения. Однако, если дело решится положительно, то оплаченная сумма будет взыскана с ответчика.

Перечень документов, которые нужны для обращения в суд:

  • копии документов на право собственности;
  • акт обследования жилого помещения;
  • акт оценки стоимости повреждений;
  • смета восстановительного ремонта;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • заявление, написанное в трех экземплярах (один экземпляр — ответчику, второй — третьему лицу, участвующему в деле (управляющей организации, товариществу собственников жи­лья и проч.), третий остается в деле).

В какой суд обращаться?

Это зависит от суммы: если сумма иска больше 50 тыс. руб., то исковое заявление подается в районный суд, если меньше — мировому судье своего участка (ст. 23 ГПК РФ).

Государственная пошлина также уплачивается в зависимости от размера заявленного ущерба (ст. 333.19 НК РФ):

  • до 20 тыс. руб. — 4% от цены иска, но не менее 400 руб.;
  • от 20 001 до 100 тыс. руб. — 800 руб. плюс 3% от суммы, превы­шающей 20 тыс. руб.;
  • от 100 001 до 200 тыс. руб. — 3200 руб. плюс 2% от суммы, пре­вышающей 100 тыс. руб.;
  •  от 200 001 до 1 млн руб. — 5200 руб. плюс 1% от суммы, превы­шающей 200 тыс. руб.;
  • свыше 1 млн руб. — 13 200 руб. плюс 0,5% от суммы, превы­шающей 1 млн руб., но не более 60 тыс. руб.
Категория: 2016 год | Просмотров: 1139 | Добавил: nastasia | Теги: Потоп в квартире | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar